ПРОЕКТ
БУДУЩЕЕ ИЗРАИЛЯ

ENGLISH
 
עברית


 

send reaction

Власть, защити свой народ!*

 

Сергей Куриц, профессор

Если власть не решает проблем жизни своего народа политическими средствами, проблемы — неразрешенные противоречия интересов сторон — не исчезают. Они перерастают в кризисы, а затем - в конфликты, горячие. Разрешение проблемм переносится из уютных кондиционированных кабинетов и залов с мягкой мебелью и непрекращающимися трапезами на небольшой клочок земли, где под палящим солнцем идет стенка на стенку доведенных до отчаяния людей. Одни граждане, нацепившие на себя по призыву своих общественных вожаков цветной символ неповиновения закону,  против   других граждан в одежде других цветов, которых послали их  командиры защищать закон от нарушителей.

Старинный способ разрешения  противоречий — «стенка на стенку» завершается лишь тогда, когда кто-то (или многие) из участников получает увечья, а оскорбленные стенки  отплатят обидчикам по древнему  закону: «око за око, зуб за зуб». Потом стороны разойдутся, чтобы похоронить убитых, зализать раны, накопить новые силы и умения, чтобы в новом противостоянии нанести еще больший ущерб противнику.

А что власть? Ничего. В Кнессете вопрос о том, как снизить накал противостояния не обсуждался в последний месяц вовсе: у посланцев народа свои заботы, да и в отпуск пора. Какое им дело до жарящихся на солнце граждан, пылающих от взаимной несправедливости. Впрочем, некоторые именитые народные посланцы (некоторые из них председатели и члены комиссий Кнессета) сами приехали поддать жару для закалки стенки, которая отказывается выполнять закон, утвержденный  Кнессетом. Исполнительная власть, напротив, укрепляла силы своей стенки и ласково журила вожаков оранжевой стенки, но тоже почти ничего не делала, чтобы умом, а не силой предотвратить противостояние.

И так каждый раз, когда в государстве возникают острые ситуации, порожденные нежеланием властей своевременно решать проблемы. Власти умывали руки, предоставляя гражданам на кулаках между собой или с не своими гражданами решать государственные проблемы, будь-то внутренние или внешние. Иногда решать с оружием в кулаках. Но всегда с потерями собственного имущества, здоровья, а нередко и своей жизни.

Как-то забылось, что власть демократического государства — единственная законная сила, которая обязана защищать закон, в том числе  с помощью легитимного насилия. Она обязалась перед народом защищать демократию, выражением которой является Закон.  Она  обязалась не только защищать закон независимо от личности правонарушителя, но и наказывать подстрекателей, организующих  коллективное и насильственного неповиновения закону, которое угрожает  жизни многих людей или даже одного конкретного человека.

В цивилизованных государствах такой способ защиты гражданина - предотвращение ущерба его здоровью и жизни граждан - сам собой разумеется. Власти там понимают, что толпа не может нести наказание, но подстрекатели, возбуждающие и организующие движение огромных масс против легитимно принятого закона и законных решений органов правопорядка, не должны избежать наказания. Что такая мера пресечения не имеет ничего общего с нарушением демократии, о котором кричат оранжевые пропагандисты, призывая идти против закона и, значит, возродить  древнюю кровавую игру «стенка на стенку». Что использование здесь цветных украшений не имеет аналога с взрывом народных страстей в двух бывших республиках СССР, где были формальные юридические поводы — власти нарушили собственные законы о честных выборах.

Но не только общественные  подстрекатели должны почувствовать на себе законную силу демократии, не должны остаться безнаказанными высшие должностные лица в государстве. Министр, воздерживающийся в парламенте от голосования в поддержку закона, который был принят коллегиально членами кабинета министров в его присутствии, и руководители комиссий Кнессета, воспользовавшиеся своим правом беспрепятственного проникновения в запретные зоны для поддержки бунтовщиков, не могут одновременно и нарушать закон, и представлять власть демократического государства. Еще большую  ответственность должны нести должностные лица правоохранительных органов, которые не выполняют своих обязанностей по профилактике правонарушений, включая источники финансирования противоправных действий.  Dura lex, sed lex (закон суров, но это закон)!

Впрочем, уважение к закону не в традициях самой власти, начиная с отказа от обязательства перед собственным народом и мировым сообществом принять конституцию. Отказ обернулся полувековой нестабильностью правления государством. Нынешняя драма поселенцев, которых теперь изгоняют со ставших родными мест, тоже явилась следствием  нарушения норм права и правовых обычаев не заселять спорные территории. Если власть не выполняет обязанностей, возложенных на нее законом, зачем болтать о демократии, о правовом государстве или борьбе с коррупцией.

Но хотя бы теперь, в драматические дни, власть должна исполнить свою обязанность соблюдать закон и защитить законопослушных граждан, избавив их от прямого столкновения с нынешними нарушителями закона: «Покуда время есть, о жертвах пожалей».


* Памяти моего прадеда Аарона Рейниша, убитого на Украине ровно 100 лет назад (в 1905) во время погрома, который допустила (а может быть, инспирировала) власть.

 

send reaction

to discussion list

BACK