НУЖНЫ ЛИ НАМ РЕФОРМЫ?
Все отвечают сразу и однозначно: «Ясно, что нужны». Но потом становится ясно, что все не так ясно, неоднозначно и даже сомнительно.
Начнем с термина:
Реформы - это кардинальные изменения тех или иных систем, структур, узаконенных порядков, касающиеся их основных, принципиальных характеристик и параметров. То-есть, системные изменения. Нельзя называть реформами заплаточно-косметические и стилистические улучшения, смягчение некоторых нелепостей, недостатков и неувязок - без системных изменений.
Типичным примером таких «нереформ» явились предложения комиссии Доврата. Цели их достаточно скромны: улучшить организацию учебного процесса, увеличить зарплату учителям за счет увеличения нагрузки на них и снижения численности. Систему в целом не трогали, так что термин «реформы» упоминался всуе.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда» (В. Черномырдин). Учителя заботу не оценили. Оно и понятно: предложения готовили без них. Открытого общественного и даже профессионального обсуждения не было, правительство утверждало предложения автоматом - спешили к какому-то сроку.
Результат - яростная борьба между Министерством и профсоюзом, куцый компромисс, который никто не собирался выполнять. А потом поменялся Министр. Finita la comedia.
Реформа образования не есть проблема Министерства образования. Это проблема всего общества. Какой будет система образования, таким будет и общество через 5 - 10 - 15 лет. Это верно и для реформ в лююбой другой сфере и ведомстве.
Основной повод для сомнений в необходимости разработки реформ - здравый вопрос: нужно ли нам самостоятельно затевать огромную и сложную работу, все придумывать, решать тысячу проблем, тратить кучу денег и прокладывать лыжню? Мы же можем спокойно подождать, пока другие, побогаче и поумнее нас, все придумают, а мы все позаимствуем и будем гордо маршировать во 2-м - 3-м ряду развитых стран. Не такое уж плохое место для небольшой страны, окруженной врагами. Зачем же отвлекать реформами политиков от привычной грызни? Да мы все за реформы, только разрабатывать их не в силах.
Ответ на сей здравый вопрос неоднозначен: все зависит от уровня национальных амбиций. Поясню на примере Японии.
В 1-й половине 20-го века у амбициозных японцев была мечта: создать Великую Империю Востока (можно назвать это национальной идеей). Мечта рухнула со страшным грохотом, Япония осталась у разбитого корыта - к счастью для всего человечества и, как выяснилось впоследствии, для самих японцев тоже. Они горевали недолго и попросту сменили цель своих амбиций: решили все равно стать великой державой, только в сфере промышленности, технологии, хай-тека и всяческого бизнеса. Иначе, сделали технический и экономический прогресс своей национальной идеей. Результаты превзошли все ожидания.
Парадоксально, что своими успехами они обязаны американским авианосцам, атомным бомбам и оккупации. Но и амбициям. Такова суровая логика истории. Кощунственно, но факт.
Израиль - не Япония, но это высокоразвитая страна, тоже совершившая за 50 лет колоссальный скачок от нищеты и отсталости к хай-теку, богатству и могуществу. Тоже не без «помощи» врагов. « На то и щука в море, чтобы карась не дремал» (М. Щедрин). Интеллектуальные, технические и экономические возможности Израиля позволяют ему войти в число мировых лидеров общественного, научного, технического и культурного развития, но психологически он к этому не готов. Не хватает амбиций, страна по существу осталась без национальной идеи: сионизм свою задачу вроде бы выполнил, постсионизм - слово без реального содержания, Империя от Нила до Евфрата - хе-хе…
Но жизнь продолжается. Мир не стоит на месте, появляются новые проблемы, новые вызовы, новые враги. Нужно идти вперед, иначе затопчут, только сперва определиться, где этот «перед», сформулировать цели и наметить пути их реализации. И для этого очень пригодились бы национальные амбиции и национальная идея. Вещи нематериальные, но это великая сила.
Одна из таких идей - «Новый курс» (www.futurisrael.org/Authors/Borovsky_NewsCours.htm), на всестороннее развитие и разработку комплекса реформ во всех сферах.
Без широкой общественной поддержки серьезная идея нереализуема. Чтобы она стала национальной, ее должно принять близко к сердцу явное большинство народа. Но нужно сначала ознакомить его с этой идеей (или несколькими), обсудить, обспорить, обвалять и довести до общеприемлемой формы.
К сожалению, культура обсуждений и дискуссий в Израиле отсутствует. Нежелание выслушивать и понимать собеседника сопровождается потоками эмоциональной демагогии, язвительной и нередко оскорбительной полемики, псевдонаучного и патетического пустословия.
Чтобы сдвинуть дело, нужно сначала научиться нормально разговаривать. « В начале было Слово».
А поддержит ли народ «Новый курс» и программу реформ? Пока неясно. Неясно даже, удастся ли его с ними ознакомить. Пресса эту тематику игнорирует категорически, начальство тем более. Политики в принципе не против, но им некогда.
Еще один повод для сомнений - теория «малых» дел, нужных людям уже сегодня. Нечего, мол, увлекаться разной маниловщиной, рассчитанной на десятилетия. Люди страдают и нуждаются в решении множества конкретных проблем и вопросов.
Сомнения правомерны, но неправильно формулируются. Не нужно противопоставлять «большие» и «малые» дела. Малые дела - это кирпичики, из которых можно сложить большое сооружение. Но нужен проект сооружения, иначе мы получим (и уже имеем) груду кирпичей. А большие дела и так состоят из малых.
Не все малые дела впишутся в будущий проект, некоторые улучшения порой способствуют сохранению негодной в целом системы, продлевают ее жизнь. Их нужно «фильтровать», в каждом конкретном случае сверять с проектом, а главное - практиковать широкие обсуждения идей и предложений.
Некоторые реформы в Израиле давно назрели. Например, реформа системы образования, а точнее - всей молодежной политики. Эта система обошлась невежливо с предложениями комиссии Доврата, но потребность в реформах от этого не исчезла. Ее «нутром» чувствуют и общественность, и начальство, только вот объяснить ничего не могут.
Задача эта не чисто израильская, весь цивилизованный мир бьется над ее решением. Профессионалы и энтузиасты много чего уже придумали и даже внедрили, в том числе в Израиле, однако их работа не скоординирована и недостаточно изучена. Используя лучшее из их находок, можно создать логичную и осмысленную общую систему, некий синтез. Нет сомнения, что он будет создан, чуть раньше или чуть позже, нами или другими, более умными. А кто будет первым, тому все пряники!
Так что, может, начнем? «Важно, чтобы процесс пошел» - учил нас гениальный реформатор Михаил Гоорбачев.
А само собой, где отзывы или возражения? Это же все-таки дискуссия! Хоть бы обругали, что ли!