Откуда растут ноги коррупции?
Ну как не порадеть родному человечку?
А. С. Грибоедов
Что охраняешь, то имеешь.
М. М. Жванецкий
Блат!
Сколько в этом слове
Для сердца русского слилось!
Версия
Не оттуда, откуда вы подумали. Она растет оттуда, откуда начинает гнить рыба.
Попробуем посмотреть на нее по-простому, ненаучно.
Коррупция - неотъемлемый элемент общества, произрастающий из самых глубинных свойств человеческой натуры: жадности, стремления к власти и легкой жизни, славе, расширению возможностей; но для многих - это просто способ выжить, прокормить себя и потомство.
Она держится на наглости берущих и фатализме дающих, что означает победу аморальности над моралью.
Она разнообразна, изменчива и вездесуща. Это некая система связей, пронизывающих все сферы и структуры общества. Ее основные формы, даже для ненаучного анализа, нужно как-то абстрагировать и определить.
Основная разновидность - вертикальная административная коррупция. Кто-то прорывается на самый верх, подбирает подчиненных из «своих», те - из своих, и так до самого низа. Возникает стройная вертикальная структура, параллельная властной вертикали.
Горизонтальная система взаимосвязей выходит на вертикальную и распространяет ее влияние вширь
Неструктурированная коррупция - получение благ через личные, родственные, служебные, идеологические, этнические, профессиональные и прочие связи, и просто за взятки, взаимные услуги и т. д ., а также внутренняя коррупция в учреждениях, организациях, фирмах и пр.
Законодательная коррупция - создание удобных правовых и нормативных условий для групп, организаций и структур, власть и деньги имущих, которые не забудут поблагодарить законодателей.
Специфическая форма - получение благ бесплатно за счет наглого нарушения законов и этических норм, с помощью угроз, шантажа и совершившихся фактов (самовольная застройка, забастовки, организация беспорядков, скандалов и т. д.).
Мелкими разновидностями и частными случаями пренебрегаем.
Все население прямо или косвенно связано с коррупцией. Ей служит все: культ наживы, демагогия, лицемерие, кумовство, права человека, гуманное отношение к жуликам, тенденциозность и лживость СМИ, прецедентное право, переходящее в произвол, пропагандистские преувеличения о могуществе ЦАХАЛа, общедоступности хорошего образования и медицинского обслуживания, невозможность вести бизнес без связей, всесилие банков, самоустранение школы от проблем воспитания, этики и морали, идеализация «крутых» подонков в литературе и искусстве, использование социальной политики и заботы о бедных и неимущих для прокормления небедных и имущих, отрыв правящей элиты от народа, ее нежелание думать о завтрашнем дне, политическое невежество тех и других…
Теоретически все против коррупции, но лично - только единицы, и влияние их равно нулю. Политики и правоохранители используют антикоррупционную демагогию в своих карьерных целях, но это все игры, хотя для правдоподобия иногда приносят в жертву какого-нибудь барана, запутавшегося рогами в кустах.
Обычно коррупционные скандалы оканчиваются ничем. Тут ведь важен не приговор, а процесс разбирательства. Рамон и Кацав лишились своих постов до вынесения приговоров. Так же выбили из седла Шарона. Ольмерта политические конкуренты пытаются выжить не только до вынесения приговора, но и до предъявления обвинения и заключения комиссии Винограда. Дела Налогового управления и Гиршзона еще неизвестно чем кончатся, но уже активно используются против Ольмерта. Правоохранительные органы им помогают с помощью утечек информации, а СМИ - с помощью отбора информации: обвинения публикуют, ответы - нет. Почему помогают? Так вам сразу все и скажи!
Казалось бы, почему не отправить Ольмерта в отставку в соответствии с законами? Вотум недоверия, или судебный приговор - и тю-тю! Ан нет. Нет законных оснований для отставки! А так многим хочется занять его место! Поэтому организуется своего рода психическая атака, массовая истерика и травля. Ольмерт, конечно, мог бы начхать на весь этот шум, но ему грозит также предательство со стороны союзников по коалиции и собственных соратников по партии. Есть и еще одна цель этой кампании: ослабление власти. Ослабление, а не уничтожение. Слабой власти не до борьбы с коррупцией, но она необходима для организованного перераспределения национального богатства в пользу коррупционной системы. Да, да, такая система существует, хотя она не зарегистрирована в официальном порядке.
Ликвидация коррупции - извечная несбыточная мечта всех Маниловых. А хочет ли общество с ней бороться или предпочитает махнуть рукой? Честный ответ на этот вопрос не так уж прост и однозначен. Коррупция очень многим выгодна. Класс Ловкачей правит миром Фраеров именно с ее помощью. Фраерам, конечно, позволяют выживать, так как без них Ловкачам пришлось бы самим работать. Коррупция - это также неотъемлемая часть восточного менталитета, который вовсе не спешит превратиться в западный. Большинство людей к коррупции привыкли и приспособились, перемены могут осложнить им жизнь, а настоящая война с коррупцией крайне опасна. Уделают моментально, как Рамона, хотя он очень легко отделался.
Тут необходим реверанс: я за борьбу с коррупцией. Хотя и не прочь получить взятку. Но никто не дает, а другим-то дают, поэтому я против коррупции. Я ее не хвалю, я только констатирую факты. Полная победа над ней невозможна, но нужно ее хотя бы ограничить насколько это возможно.
Предположим, что мы (то-есть общество) решили все-таки с ней, проклятой, бороться. Придется в первую очередь определить практически достижимые цели и методы их достижения. Методы необходимы политические, юридические и моральные. Применять их желательно в комплексе.
Оздоровление политической атмосферы потребует политической воли, которой пока не видно. Лицемерие и словоблудие в этой сфере стало нормой, привычкой, ритуалом. Нужен шериф с кольтом 38-го калибра, который придет и наведет порядок.
И опять реверанс: я не фаталист и не думаю, что все так уж безнадежно. Но не нужно обманывать самих себя. Откровенный диагноз - начало лечения. И начинать его нужно со здорового недоверия к врачам, в том числе к правоохранителям, моралистам, борцам за духовность, права человека, женщин, животных, террористов и преступников. Нужно научиться понимать, кто, где и какими способами нас дурят. Правительство формируется из союзников, купленных за посты, бюджетные подачки и выгодные им политические уступки, и с этого начинается вертикальная коррупция в стране. С другой стороны, травля правительства, проплаченные и организованные протесты, демонстрации, «общественное мнение», несоблюдение юридической и журналистской этики, левые и правые радикалы несут какую-то злобную чушь без мысли и аргументов, высокооплачиваемые рабочие и служащие постоянно сотрясают страну с помощью забастовочного шантажа - и кому тут бороться с коррупцией? Это могут делать только рядовые взяткодатели. Если научатся отличать врунов от порядочных людей(буде таковые обнаружатся).
О юридических методах говорить нечего: законов хватает, нужно добиться их исполнения, а для этого изменить систему подбора и назначения кадров. Кто это сделает?
Моральные методы начинаются с воспитания детей в школе, знакомства их с этикой и умением честно жить в обществе. Для взрослых с той же целью можно открыть вечерние школы. В Кнессете регулярно проводить открытые обсуждения коррупционных ситуаций - это поможет разобраться, кто есть ху. Для администрации, полиции, правоохранительных органов, банков и предприятий-монополистов создать независимые комиссии по этике. Для СМИ ввести мягкую моральную цензуру и судебную ответственность за прямое вранье.
И тогда через пару поколений можно будет надеяться на какие-то сдвиги.
Но без шерифа все рано не обойтись.